понедельник, 31 декабря 2007 г.

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ ПУШКИНСКОЙ МУЗЫ (М., 2007)

[Рубрика:] Алло! Мы ищем народные таланты!

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ

ПУШКИНСКОЙ МУЗЫ


В Подмосковье продолжает работать необычная экспедиция. Она ведёт не геологические, гидрологические или зоологические изыскания, а кропотливый коллективный поиск бесценных духовных самородков – народных певиц и сказочниц, гармонистов и балалаечников, гусляров, танцоров и других народных талантов Московии {{/Звенигородья}}!

Мы связались с руководителем экспедиции композитором, этномузыковедом, членом Союзов композиторов СССР, России и Москвы, Географического общества АН СССР и РАН, Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, кандидатом педагогических наук, автор более 270 изданных статей, аудиоизданий, брошюр, книг и других работ по народной музыкальной культуре, инициатором и руководителем более ста экспедиций 1958-2007 годов по многим регионам СССР и России, автором идеи проекта И.А. Богдановым, который ответил (©2007) на наши вопросы.

Расскажите, пожалуйста, Игорь Аркадьевич, какова цель Вашей экспедиции?

— Общеизвестно, что (как поётся в песне Ю. Визбора) «в области балета мы впереди планеты всей». Но кому известно, что неотъемлемой частью Всемирного Культурного Наследия являются также наше русское классическое искусство романса и русский классический симфонизм, а также русская классическая протяжная лирическая крестьянская песня?!. Мы, к сожалению, этого почти не ценим, не осознаём (возможно, «за близостью») и даже не замечаем.

Парадоксально, но факт: за всю многовековую историю нашей великой Московии и всей России издано, к сожалению, только шесть нотных сборников народных песен Москвы и Подмосковья. Это – Русские народные песни Подмосковья, собранные народным певцом-умельцем П.Г.Ярковым с 1890 по 1930 гг. (78 нот. записей А.В. Рудневой от рус. нар. хора П.Г.Яркова, ред. и предисл. проф. Е.В.Гиппиуса, М.—Л.: Музгиз, 1951, 143 с.; 2-е изд. – 1964, 115 с.: с 74 нот. прим.); Русские народные песни Московской области А.М.Новиковой и С.И. Пушкиной (М., вып.1, 1986; вып.2, 1989); Песни северного Подмосковья (Волоколамский район, деревни Захарьино и Владычино) Ю.А.Багрия (47 песен, М.: Совет. композитор, 1989); Русская народная песня в Москве ХIХ–ХХ веков А.А. Сладкопевцева и Ю.Е.Красовской (М., 1990); Московские песенные традиции: Песни подмосковной Мещёры и верховьев реки Клязьмы С.И.Пушкиной и В.Б. Сорокина (90 песен, М.: Родникъ, 2007). Для региона Московии этих 6 нотных сборников, разумеется, позорно, чрезвычайно мало. Явно недостаточно. Добавим, что несколько нотных записей народных песен Москвы и Подмосковья издано в различных нерегиональных, инотематических сборниках (напр., три лирические протяжные песни: две песни Москвы (тюремные разбойничьи "Не шуми, мати зелёная дубровушка" и "Жавороночек") и песня Звенигородского уезда (рекрутская "Не белы снеги") изданы в Сборнике русских народных лирических песен Н.М. Лопатина и В.П.Прокунина, М., 1889, ч.1: тексты; М., 1889, ч.2: ноты).

Вышло также ещё 2 сборника – нотных обработок народных песен Московии (25 московских и подмосковных песен, собранных и гармонизированных В.С.Васильевым-Шиловским, фортепиано, без текстов, СПб.: В.Бессель, [189-]; и Русские народные песни Подмосковья: Для ансамблей и хоров русской песни, составление и обработка С.Пушкиной, М.: Русское музыкальное Товарищество, 1988). Однако от русских традиционных народных песен эти их обработки (и, чётко и ясно подчеркнём, нотные обработки вообще – как типологически инородные, пытающиеся поймать и заточить всю многокрасочную палитру множества систем звукорядов, строев и ладов народной музыки в смирительную рубаху-униформу одной-единственной равномерно-темперированной системы, принятой в нотно-академической музыке) весьма далеки. Они имеют к нему примерно такое же отношение, как к Лесу – доски, карандаши и другие продукты деревообработки, а к Реке, Водопаду или Океану-Морю Синему – газировка, кока-кола и т.п.

Упоминая также несколько филологических сборников народных песен Московии, нельзя не отметить, что они являются преимущественно буквенно-текстовыми, причём почти 97% их текстов издано безнотно (т.е. с демонстративно проигнорированными напевами, музыкальной составляющей песни), а около 99% из них издано неозвученными, неаудизированными (т.е. опять же с явно недооцененными музыкой песни и живым дыханием волшебства её исполнения). По недоброй «традиции» песня в подобных публикациях дана не в достойном, целостном виде (когда наряду с буквенным текстом представлено самоё сердце песни – её дышаще-поющаяся музыка в виде удобочитаемых нот и, главное, – звучаще-удобослышимой фонограммы), но, к великому сожалению, песня там лишь обозначена: в усечённом виде буквенного инвалида-«полупесни»: без её напева, без самого духа музыки… Это, в частности, – продолжающаяся академическая серия Института мировой литературы им. А.М.Горького Российской академии наук "Фольклорные сокровища Московской земли". Том 1: Обряды и обрядовый фольклор / Редколлегия: В.М.Гацак (гл. ред.), В.А. Бахтина, Т.М.Ананичева; ред. статья В.М.Гацака; вступ. статья, составление, комментарии Т.М.Ананичевой (I часть), Е.А.Самоделовой (II часть), указатель и словари Е.А.Самоделовой, М.: "Наследие", 1997, 424 с. [ноты занимают ≈4,7% текст. пространства]; т.2: Традиционные необрядовые песни / В.М.Гацак (гл. ред.), В.А.Бахтина, Т.М.Ананичева; ред. статья В.М.Гацака; составление, подготовка текстов Н.М.Ведерниковой, Е.А.Самоделовой, М.: "Наследие", 1998, 544 с. [78 нот. прим. занимают ≈4,1% текст. пространства]; т.3: Сказки и несказочная проза / В.М. Гацак (гл. ред.), В.А. Бахтина, Т.М.Ананичева / Составление, подготовка текстов Н.М. Ведерниковой, Е.А.Самоделовой; вступ. статья, приложение, комментарии, указатель сюжетов Н.М. Ведерниковой, М.: "Наследие", 1998, 368 с. [158 номеров, нот. прим. отсутствуют]; т.4: Детский фольклор. Частушки / В.М.Гацак (гл. ред.), В.А.Бахтина, Т.М.Ананичева, Е.А.Самоделова / Ред. статья В.М.Гацака; вступ. статьи, составление, комментарии Т.М.Ананичевой, Е.Г.Борониной, А.Н.Мартыновой, М.Ю. Новицкой, Е.А.Самоделовой, указатель Е.А.Самоделовой, М.: "Наследие", 2001, 496 с. [из 1646 номеров – с нотами 53 (занимают ≈2% текст. пространства)].

Мы знаем также, что ноты – это лишь тень музыки, что музыка без своего живого звучания, без трепетного дыхания своего исполнения, увы, мертва. Поэтому удивительно, что аудиоизданий народных песен Московии выпущено и того меньше – всего лишь два... Это – грампластинка 1989 года и аудиокассета 2005 года. Пластинка: Русские народные песни Подмосковья, подготовленная И.А. Богдановым (идея, инициатива, составление и предисл.) и Ю.А.Багрием (фонозапись – по инициативе одной из исполнительниц, уроженки д. Захарьино и коренной жительницы Волоколамского р-на Подмосковья Александры Демидовны Лебедевой), М.: ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1989, (М92-49077-003, 26 песен общим звучанием 17¢20, серия И.А. Богданова: Поющая Душа России, вып.27). Аудиокассета: Поющая Душа Платка: К 210-летию Павловопосадской платочной мануфактуры (1795–2005) [Художественная культура Павловопосадского р-на Подмосковья] (Идея, концепция − И.А.Богданов; фонозапись, композиция, предисл., подготовка − И.А.Богданов и Н.В.Меньших, М.: Merion, 2005, общим звучанием 61¢21 [из содержания: 18 народных песен Подмосковья и высказывания 6-ти местных художников]; серия И.А.Богданова: Поющая Душа России, вып.40). Для великой Московии двух народно-песенных аудиоизданий, конечно же, слишком, позорно мало. Крайне недостаточно. Поэтому по результатам комплекса экспедиций нами ведётся подготовка новых научных и научно-популярных работ, в частности аудио и аудионотных изданий.

Известно, что сохранение, изучение и популяризация Культуры – это то главное, чем обязано заниматься Государство. И с этой своей важнейшей, даже священной обязанностью не справляются не только многочисленные местные власти, но и, совершенно очевидно, – наше государство в целом. В отличие от Великобритании, Франции, Германии, США, Японии, Китая и других цивилизованных государств мира в нашей стране никогда не было и по сей день нет не только надлежащих, достойных научно-академических изданий (сводов памятников, энциклопедий, атласов, антологий и т.п.) фольклора всех народов России, но нет и – элементарного свода, антологии или энциклопедии памятников фольклора даже лишь одной титульной нации России – русских. Само дело собирания, изучения и публикации фольклорных сокровищ не только не летит на всех парусах, не идёт, но и вообще никак не налажено. Прискорбно, кажется даже невероятным, но факт, что в нашей стране никогда не было и до сих пор нет авторитетного научно-исследовательского института (НИИ) традиционного фольклора (и тем паче – традиционной культуры) народов России (или – НИИ хотя бы только одного русского традиционного фольклора). А между тем, ведь совершенно очевидно, что отдельным энтузиастам или даже десяткам-сотням энтузиастов (которые нередко и выручали, спасали нашу страну) решить задачу такого масштаба невозможно – ни по средствам, ни по силам.

Учитывая, что для России главное вовсе ни нефть, газ или другие ресурсы (как ошибочно кажется многим), ни экономика, политика или власть, даже ни силовые структуры, тюрьмы или т.п., а именно Человек, Народы и их Культуры, учитывая, что без традиционной культуры – Памяти Народной – нация деградирует, превращаясь в Иванов, не помнящих родства (т.е. низвергаясь во тьму Беспамятства…), и учитывая старинную мудрость, что народ, который не поёт, умирает (а о чём свидетельствует факт сокращения численности россиян в 1990-2007 гг. более чем на 12 миллионов человек?!.), – мы не можем, просто не имеем нравственного права не вести работу по выявлению, сбору, фиксации, изучению и публикации наших бесценных фольклорных сокровищ, поскольку именно они являются не только подлинной основой культуры России, но и залогом её обязательной и неминуемой грядущей стабилизации, исцеления и Возрождения.

Как родилась сама идея проекта?

— Случайно. В 2004 г. я был приглашён выступить с докладом на организованной и проведённой Государственным историко-литературным музеем-заповедником А.С. Пушкина (п. Большие Вязёмы и с. Захарово) IX Пушкинской конференции на тему «А.С.Пушкин в Подмосковье и Москве» и подготовил (в соавторстве с сотрудницей Московской консерватории Н.В. Меньших) доклад «Если бы Пушкин имел фонограф… (из опыта этнопедагогического осмысления пушкинской музыкальности)» (который позже был издан в виде нашей статьи дважды: в 2005 и 2006 годах). Обнаружив в ходе подготовки доклада отсутствие хотя бы одной-единственной изданной книги или брошюры на тему о народных песнях родины и детства А.С.Пушкина и об их влиянии на пушкинское творчество, мы были очень удивлены и изумлены.

Доклад 2004 г. мы завершили так: «По нашему убеждению, поэзия Пушкина не только многозвучна, но и аудиоориентированна. Когда слышишь или читаешь пушкинские строки, не покидает внятное ощущение, что резонирует не только слуховой аппарат, но даже и голосовые связки. (О таком сорезонировании голосовых связок у слушателей при пении мастеров вокала высочайшего класса неоднократно упоминается в различных исследованиях...).

Можно предположить следующее. Если бы Пушкин имел фонограф (изобретенный Томасом А. Эдисоном лишь в 1877 году), то он бы не преминул воспользоваться им не только в своих фольклористических исканиях и записях, но и запечатлел бы также собственное исполнение как своих произведений (литературных и музыкальных), так и народных песен и сказок.

В высшей степени удивительно и прискорбно, что за два столетия со времени пребывания Пушкина в Больших Вязёмах и Захарове не издано ни одного аудио- или нотного сборника песен родины Пушкина (тем более что со времени изобретения фонографа прошло уже 126 лет). И мы предлагаем этот пробел восполнить — собрать, записать, подготовить и выпустить научное аудионотное издание «Песни родины Пушкина»».

С 2004 года мы и ведём работу по избранной теме «Подмосковные {{/Звенигородские}} фольклорные истоки Пушкинской Музы». Прежде всего выявляем народные таланты: исполнителей народных песен, танцев и песне-танцев, музыкальных игр и инструментальных наигрышей, изготовителей звуковых игрушек и музыкальных инструментов. Беседуем с ними и записываем беседы и исполнения на магнитофоны, фотографируем народные таланты, их исполнения, инструменты и музыкальный быт, изучаем литературу, ведём изыскательскую работу в фоноархивах: выявляем имеющиеся в них фонограммы фольклора детства и родины Пушкина, а также осуществляем лабораторную обработку собранных материалов, включая оцифровку и расшифровку фонограмм, их систематизацию, классификацию и реестрирование, нотирование избранных образцов народного музыкального творчества.

В дальнейшем эта тема освещалась также в наших с Н.В.Меньших докладах на организованных и проведённых Пушкинским музеем-заповедником в 2005-2007 годах соответственно X, XI и XII Пушкинских конференциях на тему «А.С.Пушкин в Подмосковье и Москве» (организатор и бессменный председатель этих конференций – директор музея, заслуженный работник культуры Московской обл. А.М.Рязанов, которому нами доверено руководство проектом). В 2005 году на Х Пушкинской конференции мною с Н.В.Меньших был сделан доклад «Песни Родины Пушкина», опубликованный в нашей статье «Песни Родины Пушкина» // А.С.Пушкин в Подмосковье и Москве: Материалы Х Пушкинской конференции «А.С.Пушкин в Подмосковье и Москве» [1-2 окт. 2005 г., п. Б. Вязёмы Мос. обл.], посвящённой 200-летию со дня приезда А.С.Пушкина в Захарово и 180-летию восстания декабристов / Минкультуры Мос. обл., Гос. ист. –лит. музей-заповедник А.С. Пушкина [в п. Б. Вязёмы]. Общ. ред. А.М.Рязанова, М. – Мелихово: изд-е ГИЛМЗП, 2006, с. 288-291.

Далее мною в соавторстве с Н.В.Меньших были сделаны ещё два доклада: «Песни "поэтической родины" А.С.Пушкина (о ходе работы над одноимённым аудиоизданием)» и «Традиционная народно-песенная культура Захарова и его окрестностей и её роль в творчестве А.С.Пушкина», прочитанные в 2006 и 2007 годах соответственно на ХI и ХII Пушкинских конференциях «А.С.Пушкин в Подмосковье и Москве», посвящённых 170-летию со дня гибели А.С. Пушкина и 20-летию создания Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С.Пушкина, и принятые к печати.

В ходе подготовки этих материалах нами была постепенно разработана, обоснована, выкристаллизована и сформулирована научная проблема необходимости активизации, расширения и углубления изучения взаимодействия, с одной стороны, традиционной народно-песенной культуры мировой, в частности, российской и подмосковной и, в особенности, звенигородско-одинцовской и, с другой стороны, поэтического творчества А.С.Пушкина. Была также сформулирована и поставлена конкретная научно-практическая задача в рамках названной проблемы, на решение которой и был направлен наш проект: организация и проведение комплекса музееведческо-фольклористических экспедиций по изучению и сбору материалов живого бытования народного творчества "поэтической родины" и детства А.С.Пушкина (с. Захарово и п. Большие Вязёмы Одинцовского р-на Московской обл. и окружающие их поселения) как фактора воспитания эстетическо-экологической и духовно-патриотической культуры молодежи и созидания положительного образа России в современном мире. По результатам экспедиций ведётся запланированная подготовка научно-популярного аудиоиздания «Песни поэтической родины и детства А.С.Пушкина» (с этномузыковедческой статьёй, текстами, нотами и необходимым справочно-аналитическим аппаратом). Следует подчеркнуть, что, как постановка названной научной-исследовательской проблемы и конкретной задачи, так и само их решение в 2007 году были осуществлены в отечественной науке и культуре впервые.

Почему для экспедиции выбрано именно Подмосковье, Одинцовский район?

— Разумеется, должны быть собраны, запечатлены, изучены и опубликованы памятники музыкального фольклора всей нашей огромно-необозримой Матушки-России, всех наших российских народов! И чем скорее – тем лучше! Поскольку человек не вечен и все хранители, носители и исполнители древнейших фольклорных музыкально-поэтических сокровищ уходят. (И, к большому сожалению, прежде всего – самые старшие, самые знающие и помнящие самые старинные пласты фольклора). Уходят безвозвратно. Уходят навсегда. А у нас в России, к огромному сожалению, большинство уходит ещё и – бесследно. Но поскольку упущено-утрачено слишком много веков, тысячи фольклорных талантов-самородков и десятки тысяч, даже сотни тысяч хранимых в их памяти фольклорных памятников истории и культуры, то продолжать терять самое-самое бесценное не просто бесхозяйственно, безнравственно и недальновидно, но и чрезвычайно опасно для самого существования России и россиян. Это абсолютно недопустимо.

Как сама Московия поистине является Сердцем России, так и подмосковный Звенигород, Звенигородье (т.е. бывший Звенигородский уезд и позже район, неслучайно называемый Подмосковной Швейцарией, в настоящее время являющийся частью Одинцовского района), по нашему давнему, непреодолимо сильному ощущению и убеждению, – это подлинное Сердце Московии. Это – во-первых. А, во-вторых, Москва и Подмосковье, т.е. Московия, – это не только физическая и биологическая, но и Духовная, Поэтическая Малая Родина А.С. Пушкина. В-третьих, весьма существенно и значимо также, что Московия – это Заповедный мир Пушкинского Детства, в особенности – подзвенигородское «сельцо» Захарово, где в имении своей любимой бабушки Марии Алексеевны Ганнибал каждое лето с 1805 по 1811 годы (семь лет подряд!) с весны до осени 5-11-летний Саша Пушкин провёл своё сказочно-игровое мальчишество, п. Большие Вязёмы (где расположен Дворец XVIII века – усадьба князей Голицыных, которых Саша Пушкин неоднократно посещал и чьей отличной библиотекой он с удовольствием пользовался), а также ближайшие окрестные поселения (Хлюпино, Мал. Вязёмы и другие), в которых он бывал.

В-четвёртых, Московия (сама Москва с «нанимаемыми» Пушкиными домами и Захарово с усадьбой М.А. Ганнибал и его окрестностями) в течение 1799-1811 годов вплоть до отъезда Пушкина (в середине июля 1811 года) в Царскосельский Лицей под Петербург (т.е. в течение более чем 12 лет – трети его краткой 37-летней жизни) – сыграла существенно формирующую роль пушкинского детско-подросткового домашне-семейного окруженья! И – окружения не только природного и детско-игрового, но и семейно-бытового, дворянско-усадебного, социально-исторического и ФОЛЬКЛОРНОГО: традиционного музыкально-игрового, песенно-наигрышевого и рече-языкового! Окружения, которое сформировало и определило привычки и характер Пушкина – не только будущего великого русского поэта, но и создателя современного русского литературного языка и родоначальника новой русской литературы! И, наконец, в-пятых, позже, в 1826-1833 и 1836 годах, вновь Московия: опять же Москва (со снимаемыми уже самим Пушкиным домами, жизнью у друзей или в гостиницах, со множеством разнообразнейших походов, визитов и поездок), а также вновь посещённые им в 1830 году Захарово (тоже с усадьбой, правда, в это время уже не со своей, пушкинско-ганнибальской) и его окрестности, – сыграли очень важную, значимую роль пушкинского взрослого жизненно-творческого дружеско-семейного окруженья! И эта существеннейшая роль Московии в жизни и творчестве нашего гениального Поэта-Художника и великого Мыслителя-Созидателя, короче, тот факт, что бóльшую часть своей жизни наш Пушкин был не только подлинным россиянином и европейцем, настоящим гражданином мира, но и истинным Москвичом и Москвитянином! (вспомним, хотя бы:

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!),

– вплоть до настоящего времени всё ещё явно недооценён и недоосмыслен, далеко ещё недостаточно исследован и требует своего дальнейшего всё более углублённого осмысления и изучения.

Из сказанного вытекают смысл и название нашего проекта: проведение комплекса музееведческо-фольклористических экспедиций по изучению и сбору материалов живого бытования народного творчества поэтической родины и детства А.С. Пушкина (Захарово, Б. Вязёмы и их окрестности) как фактора воспитания эстетическо-экологической и духовно-патриотической культуры молодёжи и созидания положительного образа России в современном мире. Подготовка по результатам экспедиций издания.

Итак, район экспедиционно-полевых работ включил с. Захарово, в котором находится бывшая усадьба бабушки А.С.Пушкина Марии Алексеевны Ганнибал, где с 1805 по 1811 годы каждое лето жил юный поэт, и п. Большие Вязёмы, где расположен Дворец XVIII века – усадьба князей Голицыных, которых Саша Пушкин неоднократно посещал и чьей отличной библиотекой он с удовольствием пользовался, а также более двадцати окрестных деревень, сёл, посёлков и городков. Подготовка экспедиций была произведена преимущественно сотрудником Научного Центра народной музыки имени К.В.Квитки Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Н.В. Меньших. Сам комплекс экспедиций был осуществлён под моим руководством. Целью научно-экспедиционной работы нашей группы специалистов явился, говоря кратко, кропотливый коллективный поиск бесценных духовных самородков – народных певиц и сказочниц, гармонистов и балалаечников, гусляров, танцоров и других народных талантов Подмосковья {{/Звенигородья}}.

Что-нибудь уже удалось найти?

— Конечно, сжато отметим основные итоги работы. Научно-экспедиционная работа, конкретно распланированная и подготовленная нашим исследовательским коллективом специалистов ещё в 2006 году, велась нами в течение года, включая декабрь 2007 г., одновременно по множеству (более 25) населённых пунктов Одинцовского р-на. Это – не только Захарово, Большие Вязёмы и Летний Отдых, Голицыно и Хлюпино, но и Звенигород, Введенское, Аксиньино и Ершово, Дюдьково и Саввинская Слобода, Шихово, Новошихово, Луцино и Устье, а также Щедрино, Ликино и Лесной Городок, Пионерская, ВНИИССОК, Акулово и Лайково, Одинцово, Немчиновка и Ромашково, а также, разумеется, и сама матушка-Москва. Общее число наших информантов – более 75 человек. Общее количество записанных образцов народных песен и наигрышей – более 150, общая продолжительность звучания фонограмм – более тысячи минут (свыше 17 часов). Общее количество фотокадров – более 200. Подчеркнём, что звукозаписи и фотоснимки – высококачественные: современные цифровые.

Отметим определённую поддержку, оказанную нашей работе сотрудниками Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С.Пушкина: Л.И.Болкуновой, М.С.Гладилиным, Т.П.Купиной, другими, и естественно его директором, заслуженным работником культуры Московской обл. А.М. Рязановым (которому коллективом было доверено руководство проектом); начальником Звенигородского городского комитета по культуре В.С.Щербаковой; работниками Звенигородского историко-архитектурного музея: Г.А.Стаенко, В.А. Кондрашиной и М.В. Кондрашиной; а также председателем общества пушкинистов "Захарово" кандидатом филологических наук Д.Г.Панфиловым.

В ходе работы наш коллектив познакомился со многими замечательными людьми, некоторые из которых оказались не только ценными информантами, но и отличными помощниками в нашей работе. Среди них – местные работники музыкальной культуры, бережные хранители и носители традиционной народной культуры, а также исполнители народных песен и инструментальных наигрышей: Марина Васильевна Гусева (художественный руководитель самодеятельного хора "Захаровские зори" Захаровского СДК), Журкины Антонина Михайловна и её сын Александр Николаевич (д. Ликино – п. Лесной Городок), Инна Владимировна Прокопович и её сестра Наталия Владимировна Лебедева (д. Хлюпино – г. Москва), Лидия Михайловна Козлова (д. Дюдьково), Михаил Павлович Таранник (художественный руководитель самодеятельного хора Немчиновского СДК), Валентина Александровна Маркова (художественный руководитель вокального коллектива д. Щедрино), исполняющая традиционные русские народные свадебные и другие песни на современных свадьбах сама и передающая свои знания, умения и навыки дочери, внуку и молодёжному ансамблю; супруги Тамара Сергеевна и Пётр Васильевич Перовы и Светлана Петровна Евтушенко (все – работники Введенского СДК); Нина Ивановна Демушина (руководитель ансамбля "Звенигородочки", г. Звенигород).

В Одинцовском районе Московской области, в частности в Звенигороде, активно работают любительские и учебные фольклорные коллективы. Большая их часть – детские и юношеские. И все они нуждаются в местном музыкально-фольклорном материале, публикаций которого очень мало, крайне недостаточно (они давно уже стали библио-, ното- и дискографической редкостью), а архивные материалы практически недоступны. В связи с большим дефицитом местного музыкально-фольклорного материала Подмосковья наш коллектив по просьбам местных ансамблей и отдельных исполнителей народных песен с пониманием обеспечивал их (Захарово, Хлюпино, Введенское, Звенигород и т.д.) аудиоизданиями и фонограммами с записями местного музыкального фольклора, необходимой литературой и другими рабочими материалами. Ясно, что проблема подготовки и выпуска сборника музыкального фольклора Одинцовского района (с текстами, нотами, звуковой частью и научно-аналитическим аппаратом) давно назрела. Отбор лучших образцов из российских фонограммархивов и фондов московских вузов, в которых имеются фонозаписи народных песен Одинцовского и близлежащих районов Подмосковья (из материалов фольклорных экспедиций, главным образом, второй половины XX века), их нотировки и тексты, их оцифровка и реставрация помогают частично решить проблему подготовки названного сборника. Особо следует отметить вклад в нашу работу замечательных хранителей и исполнителей русских народных песен и наигрышей: Людмилы Фёдоровны Косточкиной (заведующей библиотекой Захаровского СДК), Надежды Алексеевны Поспеховой (аккомпаниатора Введенского СДК), Лидии Семёновны Чуркиной (участницы хора "Захаровские зори"), которая на протяжении последних более чем двух десятилетий бескорыстно проводит в Захарове народные колядования – новую форму народно-самодеятельного художественного творчества, и Любови Аркадьевны Нисловской (заведующей отделом игры Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества), являющейся бережным хранителем традиционной народной культуры и одновременно талантливым исполнителем русских народных песен, их многолетним собирателем, исследователем и пропагандистом! Эти истинные энтузиасты традиционной народной культуры, к которым местные жители относятся с подлинной любовью и уважением, вполне заслужили общественного и государственного признания и поощрения. Установленные нами рабочие, творческие и человеческие контакты продолжаются и развиваются. Особенно значимую, существенную бескорыстную помощь работе экспедиции оказывают сами народные музыканты: певцы и инструменталисты – хранители и носители-исполнители фольклорных памятников Московии. Всем и каждому помощнику выражаем нашу искреннюю, сердечную признательность.

Записано, естественно, множество народных песен, романсов и песен-баллад, имеющих авторские источники. Среди них: захаровские "Вот мчится тройка почтовая" и "Когда я на почте живал ямщиком" (обе на слова поэта некрасовской школы Леонида Николаевича Трефолева (1839-1905), записаны в исполнении уроженки и заведующей библиотекой Захаровского сельского Дома культуры (СДК) Л.Ф.Косточкиной из п. Летний Отдых), "Очаровательные глазки" (на слова прозаика и поэта Ивана Кузьмича Кондратьева (?-1904); исп. она же); хлюпинские "Ехал на ярмарку ухарь купец" (на слова поэта Ивана Саввича Никитина (1824-61); исп. сёстры И.В.Прокопович и Н.В.Лебедева, обе: с. Хлюпино – г. Москва) и "Среди долины ровные" (музыка композитора и музыкального деятеля Осипа Андреевича Козловского (1757-1831), слова поэта, переводчика, критика, профессора Московского университета Алексея Фёдоровича Мерзлякова (1778-1830); исп. они же); "Ванька-ключник" (на слова прозаика и поэта Всеволода Владимировича Крестовского (1840-95), исп. А.М. Журкина, д. Ликино). Записаны и другие народные романсы, песни и песни-баллады, например, "На Муромской дорожке" и "Луна взошла – всё было тихо" (обе исп. тоже А.М.Журкина), лирические, например: «Сама садик я садила» (исп. А.М. Журкина), частушки, например, "О тебе я всё мечтаю", "Не судите вы меня!" (исп. Р.П.Волкова, Г.М.Благушина (пение) и Н.А.Поспехова (аккордеон), с. Введенское) и многие другие (исп. Г.П.Ионова, с. Захарово) и страдания, например "Вдоль да по речке плывёт лебедь" (исп. Р.П.Волкова, с. Введенское) и, так называемые, "коротенькие [страдания]" "Не от радости завяла" и другие (исп. А.М.Журкина (пение) и её сын А.Н.Журкин (баян), д. Ликино) и колыбельные (например, "Ай баю-баю-баю", исп. Л.М.Козлова, д. Дюдьково). Записаны различные свадебные песни, например, величания: невесты «Земляниченька спела-зрела», молодых «Стелется и вьётся», «У голубя, у голубя золотая голова», молодой женщины "Молодка, молодка молоденькая", отца-батюшки "Ой, со вечора, с полуночи"; свадебная игровая плясовая "Я по бережку похаживала" и другие (все исп. В.А.Маркова и её дочь О.Д.Зеленкова, д. Щедрино – п. Лесной Городок). В исполнении замечательного хранителя и исполнителя русских народных песен Л.А.Нисловской (с. Пионерская – п. ВНИИССОК), записаны песни хороводные и игровые "Вдоль по морю", "А мы просо сеяли", "Во поле берёзка стояла", "Со вьюном я хожу", "Лози мои лози, лози зеленые", "Как во городе было во Казани", плясовая "Светит месяц", шуточная "Полетел комар в чисто поле", лирические "Выйду ль я на реченьку", "Травушка-муравушка", лирическая протяжная "На горушке роща" и другие. Записаны также "Тамара" ("В глубокой теснине Дарьяла", на стихи М.Ю.Лермонтова), песня-баллада советского периода "Про Путилова" ("В Ленинграде за Нарвской заставой", обе исп. А.М. Журкина) и многие другие песни разных жанров.

Записаны различные свадебные песни – величания: невесты "Земляниченька спела-зрела", молодых "Стелется и вьётся", "У голубя, у голубя золотая голова", молодой женщины "Молодка, молодка молоденькая", отца-батюшки "Ой, со вечора, с полуночи"; свадебная игровая плясовая "Я по бережку похаживала" и другие (все исп. В.А.Маркова и её дочь О.Д.Зеленкова, д. Щедрино – п. Лесной Городок). В исполнении замечательного хранителя и исполнителя русских народных песен Л.А.Нисловской (с. Пионерская – п. ВНИИССОК, заведующей отделом игры Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества), записаны песни хороводные и игровые "Вдоль по морю", "А мы просо сеяли", "Во поле берёзка стояла", "Со вьюном я хожу", "Лози мои лози, лози зеленые", "Как во городе было во Казани", плясовая "Светит месяц", шуточная "Полетел комар в чисто поле", лирические "Выйду ль я на реченьку", "Травушка-муравушка", лирическая протяжная "На горушке роща" и многие другие.

Собран и запечатлён многообразный, значимый материал по традиционной народной музыкальной культуре Звенигородья, хранителям и исполнителям фольклора, местному народному музыкальному быту последнего более чем столетия. Снято более двухсот высококачественных цифровых фотокадров, часть которых (И.А.Богданов © фото, 2007) предлагаем Вашему вниманию.

Нельзя не отметить, что экспедиционно-исследовательская работа нашего научного коллектива в Одинцовском р-не Московской обл. в 2007 г. выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, проект № 07-04-03203е). Наша заявка по этому проекту была представлена на Всероссийский гуманитарный научный конкурс ещё в сентябре 2006 г., где была оценена независимой экспертизой и одобрена.

По результатам экспедиций ведётся запланированная подготовка научно-популярного аудиоиздания «Песни поэтической родины и детства А.С.Пушкина» с этномузыковедческой статьёй, текстами, нотами и справочно-аналитическим аппаратом. Следует подчеркнуть, что, как постановка указанной научно-исследовательской проблемы и конкретных научно-практических задач, так и само их решение в 2007 году были осуществлены в отечественной науке и культуре впервые.

Кто участвует в работе экспедиции?

— Основные члены нашего научного коллектива, принимавшие вместе со мной участие в работе по нашему исследовательско-экспедиционному проекту, следующие (по алфавиту). Андрей Игоревич Бер-Глинка – этнолог, выпускник исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, соискатель учёной степени (в 2007 г. он подготовил рукопись диссертации); Владимир Михайлович Григорьев – игровед, пушкинист, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания Российской Академии образования (житель Одинцовского р-на); Наталия Юрьевна Данченкова – фольклорист, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, докторант; Татьяна Викторовна Кирюшина – фольклорист, заведующая Проблемной научно-исследовательской лабораторией по изучению традиционных музыкальных культур Российской Академии музыки им. Гнесиных, заслуженный работник образования России, соискатель учёной степени (житель Подмосковья); Любовь Аркадьевна Нисловская – игровед-энтузиаст, заведующая отделом игры Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества (соискатель учёной степени, житель Одинцовского района); Нина Владимировна Меньших – фольклорист-энтузиаст, сотрудник Научного Центра народной музыки им. К.В.Квитки Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, посвятившая более пятнадцати лет экспедиционно-полевому собиранию, изучению, архивации, реставрации и публикации русского народного музыкального творчества, соискатель учёной степени (житель Подмосковья); Людмила Викторовна Шеметова – музеевед, научный сотрудник и аспирант Государственного НИИ семьи и воспитания Российской Академии образования, кандидат педагогических наук (в 2007 году она отлично защитила диссертацию, житель Подмосковья).

Что-нибудь успели опубликовать?

— Во время нашего научного отчёта по проектной работе, проделанной нашим коллективом в Одинцовском р-не, который содержался в нашем докладе с Н.В.Меньших на XII Пушкинской конференции на тему «А.С.Пушкин в Подмосковье и Москве» (14 октября 2007 г. в Государственном историко-литературном музее-заповеднике А.С.Пушкина, п. Б. Вязёмы – с. Захарово), прозвучало несколько примеров-иллюстраций, характеризующих запечатлённые нашими экспедициями материалы.

1-3) Посёлок Большие Вязёмы: звучание поддужного колокола валдайского (1817 год); звучание председательского колокольчика с молоточком (сер. 19 в.); звучание колокольца с язычком и с ручкой (используемого как председательский или для вызова слуг или как школьный; сер. 19 в.) – все три из коллекции Музея-заповедника А.С.Пушкина (п. Б. Вязёмы), исп. А.М.Рязанов. Такие колокольчики мог слышать А.С.Пушкин.

4) Село Введенское: русская народная песня «На горе, горе, на высокой, на крутой» (фрагмент), исп.: самодеятельный ансамбль «Огонёк» (художественный руководитель П.В. Перов, репетитор-аккомпаниатор Н.А. Поспехова). Интересно, что эта песня впервые была издана в 1790 г. в СПб (не только слова, но и ноты – в сборнике: "Собрание Народных Русских Песен с их Голосами на Музыку положил Иван Прач"), 2-е издание: СПб., 1806; 3-е: СПб., 1815; А.С. Пушкин этими изданиями мог пользоваться и эту песню мог знать (4-е изд.: СПб., 1896; 5-е: М., 1955). Фото-1 (И.Богданов©фото,2007): Ансамбль "Огонёк" Введенского СДК (на своей сцене).

5) Село Введенское: песня местных «Подмосковье» (сл. П.В. Перова, муз. Н.А. Поспеховой; фрагмент), исп.: самодеятельный ансамбль «Огонёк».

6) Село Введенское: русские народные частушки: «О тебе я всё мечтала», исп.: Раиса Петровна Волкова (пение), Н.А. Поспехова (аккордеон); «Не судите вы меня», исп.: Галина Максимовна Благушина (пение), Н.А. Поспехова (аккордеон). Фото-2 (И.Богданов©фото,2007): Раиса Петровна Волкова (справа) и Галина Максимовна Благушина, участницы ансамбля «Огонёк» Введенского СДК (на его сцене) исполняют частушки.

7) Село Введенское: русские народные страдания «Вдоль да по речке плывёт лебедь» (фрагмент), исп.: Р.П. Волкова (без сопровождения).

8) Село Захарово: русская народная песня «Когда я на почте живал ямщиком» (фрагмент), исп.: Людмила Фёдоровна Косточкина. Фото-3 (И.Богданов©фото,2007): Хранительница и исполнительница русских народных песен Людмила Фёдоровна Косточкина слушает звукозапись исполненных ею песен (в доме Чуркиных в Захарове).

9) Деревня Ликино – посёдлк Лесной Городок: русские народные «коротенькие [страдания]»: «Не от чаю полиняла», исп.: Журкины: Антонина Михайловна (пение) и её сын Александр Николаевич (баян). Фото-4 (И.Богданов ©фото,2007): Хранительница и исполнительница русских народных песен Антонина Михайловна Журкина слушает звукозапись исполненных ею песен (в своём доме в Ликине).

10) Деревня Хлюпино: русская народная песня «Пошли девки на работу» (фрагмент; пели на свадьбе в Хлюпине весной 1940 г.), исп.: Инна Владимировна Прокопович и её сестра Нина В. Лебедева. Фото-5 (И.Богданов ©фото,2007): Хранители и исполнители народных песен (в своём доме в Хлюпине) Нина Владимировна Лебедева (справа) и её сестра Инна В. Прокопович (в центре) слушают звукозапись исполненной ими песни «Пошли девки на работу», рядом их односельчанка, аккомпаниатор Введенского СДК Н.А. Поспехова.

11) Деревня Дюдьково: русская народная колыбельная «Ай баю-баю-баю, не ложися на краю» (фрагмент), исп.: Лидия Михайловна Козлова. Фото-6 (И.Богданов©фото,2007): Хранительница и исполнительница русских народных песен Лидия Михайловна Козлова (с сыном, в своём доме в Дюдькове).

12) Посёлок Большие Вязёмы: пение майских вечерних соловьёв (на территории Музея-заповедника А.С. Пушкина).

Записывали ли народных песен Одинцовского р-на до настоящего времени?

— Разумеется, звукозаписи народных песен Звенигородского и затем Одинцовского р-на производились и в XX веке, но, к большому сожалению, они до настоящего времени всё ещё не изданы. И разыскать их, осуществить научные прослушивание и анализ и ввести в научно-педагогический и художественно-просветительский оборот с целью их дальнейшего общекультурного использования сегодня очень непросто. И тем не менее это – одна из научно-практических задач нашего коллектива. В этом ключе наш коллектив планомерно осуществлял в 2007 году также архивно-разведочную работу по избранной теме «Традиционная народная культура родины и детства Пушкина (музыкально-поэтический фольклор Подмосковья/{{Звенигородья}}) и её роль в его творчестве».

Нам удалось обнаружить ряд фономатериалов 1944-1998 годов по нашей теме, о которых мы уже сообщили на различных научных конференциях. Что же конкретно удалось разыскать? Нами выявлены следующие блоки фонограмм местных русских народных песен.

1) 15 образцов, записанных на фонограф ещё в военном 1944 году известными советскими музыковедами-фольклористами ХХ в. Н.М.Бачинской и К.Г.Свитовой в бывшем Звенигородском районе; однако место записи, имена исполнителей, названия песен и место хранения фонозаписей в настоящее время неизвестны.

2) 24 песни, преимущественно свадебные, хороводные и лирические, записанные на магнитофон студентами Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных Мореевой и Скоробогатовым в 1967 году в бывшем Звенигородском районе. Прослушать эти фонограммы удалось, имена исполнителей выявлены, однако названия населённых пунктов, где произведены фонозаписи, пока неизвестны.

3) 7 песен, записанных на магнитофон известным советским музыковедом-фольклористом ХХ в. И.К.Свиридовой с четырьмя студентами Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского в 1971 году в исполнении А.А.Кениной. Это две лирические, плясовая, три свадебные (в частности, "Раструбилася трубонька" и "Во тереме гусельцы лежали") и даже хороводная ("Нам приходит пора времечко"). В изданном «Перечне экспедиционных и стационарных аудиозаписей основного фонда Кабинета народной музыки Московской государственной консерватории» (М.: МГК, 1999, с.42) как "район бытования исполняемых песен" указан тоже г. Одинцово.

4) 15 образцов, главным образом, свадебных и лирических песен, записанных студентами Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных Н.Смирновой и Илларионовой в 1973 году в д. Иглово (6 песен, в т.ч. святочная плясовая "Наши девочки вежливые"), на ст. Пионерская (5 песен, в т.ч. свадебные корительные величания свата "Приехал сват" и дружки "Только дружка в избу") и в д. Устье (4 песни, в т.ч. свадебная "Уж как по двору, двору") бывшего Звенигородского района. Эти фонограммы прослушать также удалось, имена исполнителей Иглова выявлены, однако имена исполнителей Пионерской и Устья пока неизвестны.

5) 18 песен, преимущественно свадебных и лирических, записанных в 1977 году в с. Захарово и п. Большие Вязёмы студенткой Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных М.В.Гусевой, ставшей в дальнейшем бессменным (по настоящее время) руководителем самодеятельного хора Захаровского СДК. Благодаря её содействию сделаны копии этих фонограмм с именами исполнителей. Среди этих песен – 11 свадебных (в частности, девишниковая "Сборы мои девичьи" и причитание "Матушка ты моя"), лирические, романсы и даже две хороводные: лирическая "Ты заря ли моя зорюшка" и шуточная игровая "Селезень гулял с уткой".

6) 17 песен в исполнении А.Ф. Рязанцевой (уроженки д. Раёво) и Л.А.Нисловской, записанных последней в с. Захарово в 1994 году.

7) 35 песен и инструментальных наигрышей, записанных И.Н.Лайковым в д. Ромашково в 1998 году.

Общее количество образцов русского музыкального фольклора Одинцовского района на этих архивных фонограммах составляет 131 номер, звукотехническое качество этих фонозаписей – среднее и ниже среднего, качество исполнения – удовлетворительное и хуже. Сделанные копии части этих материалов нами обрабатываются (оцифровываются, расшифровываются, систематизируются) и изучаются. Вместе с фонограммами, записанными нами в экспедициях в нынешнем 2007 году, коллекция музыкально-фольклорных фонозаписей Одинцовского района (оригиналов и копий) составляет в целом более 250 образцов. Подчеркнём, что, хотя комментарийно-аналитический аппарат скопированных фонограмм крайне беден (а в большинстве случаев почти ничтожен или вовсе отсутствует), однако для научно-исследовательских, образовательно-педагогических и художественно-культурных целей этот материал весьма значим, важен и драгоценен.

— Каковы Ваши проблемы и задачи?

— Наши проблемы, как и у большинства россиян, – недостаток времени и средств, ведь работали мы в выходные, отпуска, свободное от основной работы время – одиннадцать месяцев 2007 года на свои скромные средства. Выплата гранта, перечисленного для наших проектных работ Российским гуманитарным научным фондом в июне за весь 2007 год всему коллективу в Музей-заповедник А.С.Пушкина (которому нашим научным коллективом была доверена роль организации-посредника финансирования), во главе с его директором, заслуженным работником культуры Московской обл. А.М. Рязановым (которому нами было доверено общее руководство проектом), была «задержана» до конца ноября, что, разумеется, работу сильно затормозило и успешному выполнению проекта серьёзно мешало).

– Каковы Ваши дальнейшие планы?

– Начатую экспедиционную работу мы продолжаем и в дальнейшем планируем развивать. Предполагается шире привлекать к ней также местных краеведов-энтузиастов, активнее включая молодёжь, и расширять диапазон наших поисков народных талантов и памятников народной культуры и истории. Мы планируем продолжать собирание и фиксирование на фонограммы не только памятников местной традиционной народной музыкально-поэтической культуры и комментарийно-контекстные материалы, но также голоса-высказывания местных народных умельцев, поэтов и прозаиков, художников, музыкантов и других деятелей культуры и искусства, учителей и учёных. Мы планируем также продолжать начатую научную обработку собранных материалов (включая оцифровку, расшифровку, систематизацию фонограмм и фотоматериалов) и их исследование, осмысление и публикацию, введение в научно-педагогический и художественно-просветительский оборот, в науку и культуру.

Наряду с этим по результатам нашей работы мы готовим также ряд материалов к публикации на радиостанциях, в газетах и журналах, завершаем подготовку научно-популярного аудиоиздания по нашей теме (под условным названием «Песни Родины и Детства Пушкина»), а также некоторые другие научные и научно-педагогические работы.

А главная, важнейшая наша задача сегодня – не упустить народные таланты! Ни слишком ли много мы, страна в своей жизни, истории теряли и упускали? Так, ни пора ли нам сосредоточиться, сконцентрироваться и хотя бы в одном этом – не самом сложном деле – преуспеть и не упустить ни одного живущего талантливого россиянина: народного певца и гармониста, сказочника и танцора, сказителя и скомороха-раёшника, балалаечника, гусляра и исполнителя на других народных звуковых игрушках и музыкальных инструментах.

Ради этого мы и обращаемся с предложением-просьбой к каждому певцу, инструменталисту и сказочнику Одинцовского района, каждому звенигородцу и одинцовцу, способному вспомнить, исполнить, спеть-сыграть (или напеть-наиграть) хотя бы одну-две народные песни, частушки или инструментальных наигрыша, изготовить какой-либо простой музыкальный инструмент или звуковую игрушку, рассказать сказку, быль или небылицу, исполнить пословицу, поговорку или прибаутку!

Мы обращаемся к каждому читателю! К каждому коренному звенигородцу, жителю Одинцовского и соседних районов Подмосковья, к каждому коренному москвичу! Если Вы знаете талантливого народного певца, инструменталиста, танцора, сказочника или иного народного умельца-«левшу» или у Вас есть какая-нибудь другая полезная информация по этой значимой теме – «Песни Родины и Детства Пушкина», убедительно просим Вас поделиться, связаться с нами, чтобы договориться о времени и месте встречи, беседы и записи.

Чтобы итоговая работа «Песни Родины Пушкина» (не только тексты и фотоиллюстрации, но и ноты и аудиозвучание) представила собой настоящий сгусток, квинтэссенцию действительно самых лучших, избранных образцов-памятников народной музыкально-поэтической культуры и голосов народных талантов и деятелей культуры, науки и искусства Земли Звенигородско-Одинцовской, Земли Подмосковной и Земли самой Московии! Чтобы она стала по-настоящему достойным памятником глубочайшей любви и уважения звенигородцев-одинцовцев, подмосковцев-москвитян да и всей России к великому феномену русской, российской, европейской и всемирной художественной культуры и, особо подчеркнём, также – культуры Сердца России – Московии! – Прекрасному Миру Поэзии Гениального ПУШКИНА!

Мы ищем народные таланты!

И очень ждём Ваших сообщений!

Наши телефоны: домашний в Москве: 8(495)6701421 и мобильные: 8(903)1782300 Игорь Аркадьевич Богданов и 8(903)2302780 Нина Владимировна Меньших. Для писем: 109316, Москва, о/с Ж-316, до востребования; электронная почта: folklab@gmail.com>.

Спасибо за внимание и понимание.

*******


Комментариев нет: