четверг, 5 ноября 2009 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ CD-аудиокниги «Песни Родины Пушкина»


«Спой мне песню, как девица за водой поутру шла…»
Песни Родины Пушкина
(CD-аудиокнига)

Народным музыкантам Московии
посвящается


Содержание
1 (0'41) Соловьиное пение
2 (0'09) Звучание поддужного колокольчика
3 (4'17) Вдоль по морю (хороводная)
4 (0'59) Русская плясовая (балалаечная пьеса)
5 (0'34) На горе-то сосна зеленая (свадебная)
6 (5'44) Много мы цветов посеяли (свадебная)
7 (2'52) Сборы девичьи (свадебная)
8 (1'52) Эх, ты заря ли моя, зорюшка (свадебная)
9 (0'20) Друженька хорошенький (свадебная)
10 (2'24) Лебедин (свадебная)
11 (0'45) Камаринская (балалаечная пьеса)
12 (1'12) Уж как по двору, двору (свадебная)
13 (2'18) А во поле берёзонька (свадебная)
14 (0'36) Дитятка ли ты моя (колыбельная)
15 (3'30) Эх, долина, долинушка (игровая, плясовая)
16 (2'08) Канарейка вольная пташка (лирическая)
17 (4'16) Эх, тёмная ночка (лирическая)
18 (0'55) Барыня (балалаечная пьеса)
19 (0'58) Пойдёмте, девочки, завивать веночки (весенняя)
20 (0'47) А кума с кумой покумилися (весенняя)
21 (0'49) Батюшка ты мой милый, благослови ты меня (причет)
22 (0'29) Благослови-ка ж ты мне, родной папенька (причет)
23 (0'51) Ты не плачь, Танюшка, не печалься (свадебная)
24 (0'39) На горе стоит ёлочка (свадебная)
25 (1'32) Страдания (гармонная пьеса)
26 (0'22) Лебедин (свадебная)
27 (0'48) У нас по речке-реке (свадебная)
28 (0'42) В тереме свечи ясно горят (свадебная)
29 (0'49) Во лужках, лужках, во зелёных (свадебная)
30 (0'41) Ходила-гуляла да Марья-душа (игровая)
31 (0'36) Шли девки, шли красные (свадебная)
32 (0'31) Русская пляска (гармонная пьеса)
33 (2'22) По сеням было, по сенюшкам (свадебная)
34 (0'40) Во поле рябинушка (свадебная)
35 (0'53) У нас в огороде (свадебная)
36 (1'25) Мил, по саду не ходи (игровая)
37 (1'05) Как по Питерской по славной по дорожке (лирическая)
38 (0'55) Что я думала ж, гадала, молоденька (лирическая)
39 (1'11) Страдания (гитарная пьеса)
40 (0'55) Ты сосна ли моя сосенка (свадебная)
41 (0'28) Отдавала мать, наказывала (свадебная)
42 (0'22) Наши девочки вежливые (зимняя)
43 (1'20) Ванька-ключник (балладная)
44 (1'01) В калиновой роще пташки распевали (лирическая)
45 (1'14) Русская плясовая (гитарная пьеса)
46 (0'47) На горе сосна зеленая (свадебная)
47 (1'33) Уж как по двору, двору (свадебная)
48 (1'35) Сохнет, вянет в поле травка (лирическая)
49 (1'29) Ты река ль моя, реченька (свадебная)
50 (0'59) Ель-сосна с корня росла (свадебная)
51 (0'36) Приехал сват (свадебная)
52 (0'26) Только дружка в избу (свадебная)
53 (0'32) Соловьиное пение
*
Традиционные русские народные песни и инструментальные пьесы звучат в исполнении подмосковных народных музыкантов Звенигородья и Повязёмья (записи преимущественно 1967-1978 гг.) на местных музыкально-фольклорных диалектах. В связи со спецификой жанра настоящего компакт диска и условиями его издания почти все фонограммы даны фрагментарно. Общее звучание (с паузами): 67'56.
*

Дорогие друзья!
Предлагаемый Вашему вниманию уникальный компакт-диск «Спой мне песню, как девица за водой поутру шла…»: ПЕСНИ РОДИНЫ ПУШКИНА» – первое научно-документальное, культурно-образовательное аудиоиздание, посвящённое самобытной музыкально-фольклорной культуре территории поэтической родины и детства великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837), которое подготовлено на основе редких, чудом сохранившихся звукозаписей подлинных крестьянских песен и инструментальных пьес старинного заповедного региона сердца России – Звенигородского р-на Московской обл. (до 1929 г. cоответственно уезда и губернии, а с 1965 г. – части её Одинцовского р-на). Маленький Саша мог их (или подобные им) здесь слышать и, вероятнее всего, слышал! Хотя официально родина Пушкина Москва, но, учитывая, что его детство наполовину состоялось в Москве, наполовину в подмосковном бабушкином имении Захарово (в 40 км от Москвы), его биофизиологической и духовно-поэтической Малой Родиной нельзя не считать Москву в её нерасторжимом двуединстве с Пушкинским Подмосковьем, т.е. Пушкинскую Московию.
Старинная деревня («сельцо») Захарово, где в благословенном имении бабушки Марии Алексеевны в 1805-1810 гг. (6 лет подряд!) с весны до осени и зимой 1808-1809 гг. 6-11-летнему Саше Пушкину посчастливилось прожить своё волшебное детство, сказочно-игровое мальчишество (вплоть до его отъезда в 1811 г. в Царскосельский Лицей), и соседнее (в 2-3 км) село Большие Вязёмы (с 2001 г. посёлок), где (из-за отсутствия церкви в Захарове) семья Пушкиных осуществляла богомолье в чудесной Преображенской церкви XVI в. и где из прекрасной библиотеки дворца Голицыных Пушкины брали читать книги, известны, как минимум, с 14-16 вв. В Б. Вязёмах побывало немало известных и великих людей: императоры Пётр I Великий и Павел I, цари Алексей Михайлович («Тишайший») и Борис Годунов, самозванец Лжедмитрий I (в 1605-06 гг. – русский лжецарь) и польский королевич Владислав, фельдмаршал М.И.Кутузов и император Франции Наполеон Бонапарт, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой и Н.В.Гоголь, а также Марина Мнишек и многие другие.
В важнейшем процессе освоения Пушкиным родного языка и вообще лучших национальных культурных традиций огромную роль сыграли трое замечательных людей: его бабушка Мария Алексеевна Ганнибал (1745-1818), няня Арина [Родионовна Яковлева (1758-1828)] и «дядька» Никита [Тимофеевич Козлов (1778 – после 1850)], неизменный спутник Саши по окрестностям Захарова и Б.Вязём (д.Хлюпино, д.Малые Вязёмы и др.), грамотный самодеятельный поэт-острослов, рисовальщик и гитарист-любитель, сохранивший истинную верность и преданность Пушкину до гробовой доски. Именно эта любящая Сашу и любимая им троица: бабушка Мария Алексеевна, няня Арина [Родионовна] и «дядька» Никита – стали его первыми, мудрыми воспитателями, учителями родной речи, языка и культуры, особенно в 1799-1811 гг. в Москве и подмосковном светлом Захарове.
Весной 1805 г. в Захарове именно Мария Алексеевна сразу же свела Сашу с детьми крепостных, с которыми он стал носиться по холмам и долам, по лугам и берегам пруда и речек, слушая живую русскую речь, овладевая ею, осваивая её и привыкая к ней. Именно бабушку как-то перед сном внук впервые попросил рассказать русскую сказку. И именно Мария Алексеевна наутро распорядилась, чтобы в её доме отныне звучала только «отчая речь». И теперь русские сказки зазвучали в Захаровской усадьбе привольно! И первыми их сказывали Саше именно бабушка, няня (которую он позже величал даже мамой) и дядька.
Настоящий компакт-диск подготовлен коллективом, возглавляемым автором идеи проекта «Песни Родины Пушкина» и одноимённой серии CD, московским композитором-этномузыковедом И.А.Богдановым и фольклористом Ниной Меньших, сотрудником Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, на основе фонозаписей, сделанных с голосов народных музыкантов Звенигородья и Повязёмья: Захарова, Б.Вязём и окрестных деревень, сёл, связанных с детскими годами и первыми поэтическими и домашними театральными опытами – первоначальным становлением гениального русского художника слова А.С.Пушкина. В 2007 г. в нашей работе принимали участие также: А.И. Бер-Глинка – московский этнолог, выпускник исторического факультета МГУ, соискатель учёной степени; В.М. Григорьев – игровед, пушкинист, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник ГосНИИ семьи и воспитания Российской Академии образования (житель Одинцовского р-на); Т.В. Кирюшина – фольклорист, заведующая Проблемной научно-исследовательской лабораторией по изучению традиционных музыкальных культур Российской Академии музыки им. Гнесиных (далее: РАМ), заслуженный работник образования России (житель Подмосковья); А.М. Рязанов – историк-музеевед, директор Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина (в Захарове и Б.Вязёмах; далее: Музея-заповедника Пушкина), заслуженный работник культуры Московской обл. (житель Б.Вязём).
В процессе экспедиционной работы мы ознакомились также с аудиоматериалами по настоящей теме из отечественных фонотек, собранными в 1940-е – 1990-е годы. Они были нами изучены, и некоторые из них переведены в цифровой формат, отреставрированы и также включены в предлагаемое издание.
Новый CD-альбом – это среднемасштабная музыкальная композиция, составленная по территориальному и экспедиционно-хронологическому принципам из трёх блоков: 1) д.Захарово – п.Б.Вязёмы (##1-18 и 53), #3 записан в Москве; 2) г.Одинцово (с 1470 г. село, с 1870 г. по 1957 г. рабочий посёлок; ##19-39) и 3) д.Иглово, д.Устье, ст.Пионерская (##40-52). (Подробнее об исполнителях и собирателях см. в конце предисловия). Эта композиция объемлет 53 уникальных образца (общим звучанием ок. 70 минут), в т.ч. 50## – музыка устно-слуховой традиции сердца Московии – Звенигородья и Повязёмья: 7 сольных плясовых пьес для русских народных инструментов: балалайки (#4, 11, 18), гармони (#25, 32) и русской гитары (#39, 45) и 43 русские крестьянские песни основных жанров. Это – 28 свадебных песен (#5-10, 12-13, 23-24, 26-29, 31, 33-35, 40-41, 46-47, 49-52), включая 2 причета (#21-22), 7 лирических (#16-17, 37-38, 44, 48, включая балладную: #43), 4 игровые, плясовые (#15, 30, 36), включая зимнюю игровую (#42), а также единичные песни более редких жанров: хороводная (#3), колыбельная (#4) и 2 весьма редкие весенние: веночная (#19) и кумильная (#20)! Для более подробной жанровой дифференциации и атрибуции, например, свадебных песен: «величают жениха» (Лебедин: #10, 26), «величают замужнюю» (#5, 12, 28, 47), «величают молодых» (#8, 13, 34) или других персонажей Свадебного игрища, «свадебных корений, или корилок» (#9, 51, 52), «поют на девичнике» (#7, 23, 24, 50), «поют до венца» (#40, 41, 49; в т.ч. «поют невесте перед венцом» #6), – необходимо специальное исследование.
Аудиокомпозиция обрамлена повязёмским соловьиным пением (##1 и 53) и звучанием поддужного колокольчика (#2), изготовленного в 1817 г. в г.Валдай, который или подобные которому Пушкин вполне мог слышать и наверняка слышал! Звучание колокольчика – это сигнал начала нашей с Вами интереснейшей музыкально-фольклорной одиссеи по миру Песен Родины Пушкина!
Фонозаписи доносят не передаваемые ни нотами, ни описаниями неповторимую природную красоту, жизненную силу, богатство и удивительное обаяние живого звучания и дыхания замечательных памятников-самоцветов в исконном фольклорном (не «усовершенствованном» псевдопрофессиональными «обработками»-лакировками) виде и естественной подлинно народной манере и фоносфере  исполнения (среди бытовых, технических шумов, реплик присутствующих и т.п.). Поскольку подавляющее большинство фонограмм записано на бытовых магнитофонах невысокого звукотехнического класса, постольку качество звукозаписи оставляло желать лучшего и потребовало от авторского коллектива не только необходимой кропотливой аналитическо-исследовательской, но и ювелирной звукореставрационной работы.
Являясь удобным учебно-образовательным и культурно-просветительским пособием, а также важным научно-художественным документом – памятником истории и живозвучащей народной музыки и жизнетворной фольклорной культуры не только России и Евразии, но и всего мира, CD «Песни Родины Пушкина» представляет действительно животрепещущий интерес не только для широкого круга ценителей гения Пушкина, народного творчества и культуры, но и для специалистов, студентов и школьников. Мы верим и надеемся, что настоящий CD будет востребованным рабочим инструментом, помогающим пушкиноведению и другим наукам в решении актуальных проблем, в частности, по фольклорным истокам творчества А.С.Пушкина в эпоху зарождения и становления его как будущего создателя современного русского литературного языка, родоначальника новой русской литературы и подлинного чуда русской, еврафразийской и всемирной культуры.
Подготовленный в 2004-2009 гг. и выпускаемый небольшим тиражом (за счет скромных средств автора идеи проекта, серии CD, предисловия и основного составителя) компакт-диск «Песни Родины Пушкина» ищет своего спонсора и жаждет достойного полнотиражного издания. Одновременно настоящий CD является очередным, 42-м выпуском продолжающейся серии аудиоизданий музыкального фольклора «Поющая Душа России». В ней И.А.Богдановым с 1969 г. выпущены: Музыка народов Дальнего Востока СССР (1973), Чукотская и эскимосская музыка (1974), Русские народные свадебные песни родины М.Глинки (1977), Звучат музыкальные инструменты народов СССР (1977), Русские народные трудовые припевки (1977) и многие другие выпуски по русской народной музыкальной культуре (1977-2009), в частности, Подмосковья (1989, 2005, 2009), Смоленщины (1981), других центральных областей (6 выпусков, 1977, 1978, 1981, 1985), Севера и Сибири (4 выпуска: 1977, 2004), и др., выпуски по фольклорной музыке других народов России: башкир (1977), ханты (1978), мари (1978), татар (1979), мордвы (1979), народов Чукотки (1981), тувинцев (3 диска, 1981), нганасан (2 диска, 1982), саами России (1982, 1987) и саами 4 стран (2 выпуска 1999), ульчей (1983), ненцев (2001), фоноатласы музыки 30 коренных малочисленных народов Севера: Музыка Северного Сиянья (2 выпуска: 1990, 2000), Музыка Сибири – народы тундры и тайги (1995) и Лети, Мой Олень! (музыка 22 оленеводческих народов Севера 6 стран, 1997), масштабный фоноатлас музыкального фольклора РФ «Поющая Душа России» (5 аудиокассет звучанием около 8 часов: 437## 70 народов, 1999) и многие другие, ставшие раритетами.
Авторский коллектив глубоко благодарен всем, кто содействовал выпуску настоящего долгожданного компакт-диска: Музею-заповеднику Пушкина (в Захарове и Б.Вязёмах) и его директору А.М.Рязанову за многолетнее плодотворное сотрудничество, Российскому гуманитарному научному фонду за финансовую поддержку в 2007 г. (проект №07-04-03203е), Союзу композиторов Москвы за небольшую персональную стипендию в 2008-09 гг., Лаборатории народной музыки РАМ за предоставленную возможность изучения и опубликования фольклорных материалов и прежде всего, естественно, самим подлинно традиционным народным музыкантам Повязёмья – Пушкинской Московии, чьей древней, высокой музыкальной культуре диск посвящается с самым глубоким почтением!
Дорогие слушатели и читатели, если у Вас есть сведения, записи, которые необходимо ввести в научное, культурное обращение, или возникло естественное желание пообщаться со специалистами авторского коллектива (руководитель проекта композитор-этномузыковед И.А.Богданов), сообщаем наши координаты: электронная почта (E-mail): igarbogd@gmail.com ; почтовый адрес: Россия, 109316, г.Москва, Волгоградский просп.17, ОПС 316, до востребования, И.А. Богданову.
Мы искренне признательны за каждое пожелание, замечание, предложение, за любую поддержку, без которых продолжение серии невозможно. Желаем Вам и Вашим близким интересной и полезной Пушкинской музыкальной одиссеи!
Поскольку настоящий CD удалось издать на скромную пенсию 70-летнего ветерана труда, то и всю серию «Песни Родины Пушкина» мы – всем пушкинским миром – тем более осилим!
Если Вы пожелаете принять участие в выпуске настоящей серии и внести свою посильную лепту в виде благотворительного пожертвования, сообщаем наши банковские реквизиты (уточнены 23.03.2011):

Банк получателя: Доп.офис №6901/01658 Лефортовского отделения в г.Москва «Сбербанка России».
Адрес: 109147, Россия, г.Москва, ул.Таганская, д.31/22, стр.1.
БИК: 044525225.
ИНН: 7707083893.
КПП: 775003035.
ОКАТО: 45286580000.
ОГРН 1027700132195.
ОКПО: 00032537.
ОКОНХ: 96130.
Корр./счёт: 30101810400000000225 в ОПЕРУ Московского ГТУ Банка России.
Расчёт./счёт МФР: 30301810800006003800 МБ в «Сбербанке России».
Получатель руб. средств: Богданов Игорь Аркадьевич (IGOR BOGDANOV).
Пласт.карта СБ России «Сбербанк-Maestro Социальная» № 63900238 9003309994.
Номер счёта карты получателя: 40817 810 3 38127 553696.        
Имена главных благотворителей и годовые отчёты будут публиковаться в нашем блоге: http://igarbogd.blogspot.com/
Спасибо за понимание и поддержку, желаем Вам всех достойных благ!
Член Международной Федерации русскоязычных писателей (IFRW), Европейского Семинара по этномузыкологии (ESEM), Союзов композиторов России и Москвы, кандидат наук И.А.Богданов (Россия, Москва).
*
Места бытования и записи всех 53 образцов (далее: ##) CD – Пушкинская Московия. #3 – дер. Захарово Одинцовского р-на Московской обл. (записан в Москве); остальные 52## – Подмосковье. Все 7 инструментальных пьес (##4, 11, 18, 25, 32, 39, 45) – неизвестные деревни и/или сёла предположительно Наро-Фоминского р-на (юго-западного соседа Одинцовского р-на); остальные ## – Одинцовский р-н. ##1-2, 5-10, 13, 15-17, 53 – с.Большие Вязёмы; #3 – Захарово, ##12 и 14 – Захарово или Б.Вязёмы. ##19-23, 27, 30-31, 36-38 – г.Одинцово (c 1470 г. – село, в 1870-1957 гг. – рабочий посёлок); ##24, 26, 28-29, 33-35 – неизвестные населённые пункты (предположительно г. Одинцово и/или окрестные деревни, сёла). ##40-44 – д.Иглово (от Звенигорода на северо-запад), ##46-48 – д.Устье (от Звенигорода на юго-запад), ##49-52 – ст.Пионерская (от Одинцова на запад).
Исполнители: #2 – звучание поддужного колокольчика, изготовленного в г.Валдай в 1817 г. (хранящегося в Музее-заповеднике Пушкина), проиллюстрировал в 2007 г. А.М. Рязанов; #3 – Нисловская Любовь Аркадьевна (1954 г.р., ст. Пионерская) записала и запомнила эту песню в Захарове в 1971 г. в исполнении троих подруг-односельчанок д.Захарово: величалки Игнатовой Аграфены Петровны и двоих сестёр Рязанцевых: старшей Анны Ефимовны (по мужу – Игнатовой) и Пелагеи Ефимовны. Деревня Захарово: Королёва Клавдия Александровна (1901 г.р.), Рязанцева Анна Фёдоровна (1903 г.р.) и Сорокина Анна Михайловна (1900 г.р.); село Большие Вязёмы: Воеводина Татьяна Васильевна (1914 г.р.), Волкова Евдокия Васильевна (1903 г.р.), Круглова Дарья Егоровна (1914 г.р.), Матюхина Анна Александровна (1913 г.р.), Овсянникова Евдокия Тихоновна (1913 г.р.) (#6 исполнен без Волковой Е.В.). В одном из академических отечественных изданий 1997 г.указаны только годы рождения всех восьмерых исполнительниц (другие даты их жизни отсутствуют). ##22, 30, 38: Кордюкова Дарья Андреевна, #36: она же с подпеванием Пичкуровой Марии Сидоровны; ##21, 23, 31, 37: Пичкурова М.С. (в #36 она подпевает Кордюковой Д.А.), ##19-20 и 27 их дуэт. #24 – Монахова Анна Павловна, ##26, 29, 33 – Монахова А.П., Новикова Зинаида Тимофеевна и Похлёбкина Евдокия Гавриловна; #28– Вывозилина Пелагея Фёдоровна, Старостина Пелагея Александровна, Степанова Ольга Гавриловна и Суханова Евдокия Ивановна, ##34-35 – те же, без Сухановой Е.И.; ##40-42 – Ныркова Евдокия Прохоровна; ##43-44 – Феоктистова Дарья Ипатовна; неизвестные исполнительницы: ##46-48 – группа и ##49-52 – замечательная солистка подлинных фольклорных шедевров.
Собиратели и годы записи. Все фонозаписи настоящего диска осуществлены жителями Московии: ##1-3 и 53 записаны в 2007 г.: ##1, 2 и 53 – И.А. Богдановым, #3 – им же и Н.В. Меньших. Большая часть остальных образцов записана в 1967-78 гг. преимущественно студентами РАМ. За предоставленную возможность изучения и опубликования новых значимых фольклорных материалов мы выражаем Проблемной лабораторией народной музыки РАМ им.Гнесиных глубокую признательность. Песни ##5-10 и 12-17 записаны в 1977-78 гг. студенткой дирижёрско-хорового факультета РАМ Мариной Васильевной Гусевой, любезно разрешившей нам публикацию её фонограмм, за что мы ей искренне благодарны. Песни ##19-24, 26-31 и 33-38 записаны в 1967 г. Э.Мореевой и Э. Скоробогатовым. Песни ##40-44 и 46-52 записаны в 1973 г. Н. Илларионовой и И.Смирновой. ##4, 11, 18, 25, 32, 39, 45 – записаны в 1973 г. Фёдором Андреевым. (Неуказанные инициалы собирателей неизвестны). Найти собирателей кроме М.В.Гусевой и пообщаться с ними нам до настоящего времени не удалось, но поиск продолжается, и мы верим, что благодаря помощи слушателей-читателей настоящего диска и ценителей-почитателей гения А.С. Пушкина и фольклорной культуры они непременно найдутся.

Комментариев нет: