среда, 12 января 2011 г.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Председателю Пушкинской комиссии
ИМЛИ РАН Непомнящему В.С.

Многоуважаемый Валентин Семёнович!

Спасибо за прочтение нашей статьи (далее: статьи) «Поющий Леший» (о слуховой чуткости А.С.Пушкина и роли живого звучания, фольклорной звучности в его творчестве)», опубликованной в 2009 в Интернете (в настоящем открытом блоге И.А.Богданова: http://igarbogd.blogspot.com ), отдельный принтерный экземпляр (20 с.) которой был вручён Вам 17.11.2010. Благодарим Вас также за устный прилюдный отзыв перед началом сегодняшнего (12.01.2011) заседания Комиссии.
Ваш отзыв краток и категорически однозначен: «Всё это общие места, всё это уже было, ничего нового». Моя попытка возразить («Как же так? А, например, широкое использование [для этномузыковедческого анализа пушкинских текстов] – большого массива нотных публикаций (почти за два века) русской народной музыки. Ведь это же в пушкиноведении впервые.») оказалась тщетной. Приговор обжалованию не подлежал: «Когда читаешь Вашу статью (особенно Ссылки и примечания), хочется сократить! Cократить!! СОКРАТИТЬ!!!...». Ваш отзыв можно было бы принять, если бы он был справедлив; можно было бы проигнорировать, если бы он ни был чреват негативными последствиями. Но поскольку это не так, вынужденно отвечаем.
1)В статье дана интересная информация, например, по пушкинской «рез-вой гремушке» (см. ссылку-примечание 19 на с.12-13): «19 В «Словаре языка Пушкина»… гремушкой названы: «1. Детская игрушка, погремушка, побрякушка (4)» и «2. Бубенчик (4)». Однако в «Атласе музыкальных инструментов [народов СССР]» [изд.2, М., 1975]… сведения по гремушке отсутствуют. Но мы помним… «Мое завещание друзьям»:
[21] Пускай веселье прибежит,
Махая резвою гремушкой,
И нас от сердца рассмешит
За полной пенистою кружкой//.
Это упоминание Пушкина о гремушке – едва ли ни самое первое (1815) печатное упоминание о ней. И гремушка (как один из старинных русских шумовых самозвучащих фоноинструментов) должна была занять своё законное место в системе музыкального инструментария ещё в 1815… Но до настоящего времени гремушка (в 1-м значении) большинству ценителей… музыки неизвестна. Между тем, по сведениям, выявленным в 2002 И.А.Богдановым… экземпляр гремушки (1-го вида) из лозы был изготовлен в Захарове в 1976 и тогда же подарен коллективу… игроведческой экспедиции… праправнучкой Арины Родионовны [Яковлевой] – Матрёной Алексеевной Акимовой и хранится в одном из подмосковных посёлков… К сожалению, информация по этой гремушке до настоящего времени в научный оборот всё ещё не введена, но мы верим, что после более чем 30-лет-ней поразительной «задержки» (имеющей увы существенное негативное значение) сведения по захаровской гремушке (фотоснимки, обмер, фонограммы, описания и др.) будут в научный оборот введены обязательно, ибо продолжать и далее оставаться не введёнными в науку/ культуру больше не посмеют».
Отметим, что это предсказание вскоре после публикации статьи в Интернете сбылось. В Послесловии статьи (на с.20) читаем: «6-го июня 2010 на 35-м Всероссийском празднике А.С.Пушкина в с. Захарово… И.А.Богданов имел честь подарить своему коллеге В.М.Григорьеву одно из своих новых изданий CD-аудио-альбом "Песни Родины Пушкина". В ответ В.М.Григорьев подарил И.А.Богданову ксерокопию фотоснимка воспетой А.С.Пушкиным «гремушки»... И с августа 2010 изображение пушкинской "резвой [захаровской] гремушки", опубликованное в блоге И.А.Богданова.., доступно для всеобщего обозрения».
Уже одного факта обнародования фото гремушки в результате воздействия опубликованной статьи, полагаем, достаточно, чтобы зачесть статью в актив пушкиноведения (даже если бы весь остальной текст статьи оказался бы на самом деле пустопорожним).
2)В статье (в Ссылках и примечаниях) широко использован как «рабочий инструмент» для этномузыковедческого анализа пушкинского творчества большой массив нотных публикаций (книжных, журнальных и газетных) русской народной музыки почти за два века (1776–1973). Другие примеры его использования в пушкиноведении нам пока не известны. Разве этот «рабочий инструмент», имеющий важное научное значение, ни заслуживает внимания и активного использования в пушкиноведении?!.
3)В заключительном абзаце статьи (на с.9 перед Ссылками и примечаниями) читаем: «Нам представляется, что Пушкин воплотил в себе лучшие качества не только мира книжной русской, западноевропейской и евразийской литературы, но и великой мировой дружины бродячих артистов-поэтов-певцов: бардов и менестрелей, шпильманов и миннезингеров, акынов и ашугов, гусанов и мн. др., но прежде всего – русских скоморохов и эфиопских азмари (традиционных профессиональ-ных певцов-сказителей). И случайно ли гениальный художественно-созидательный дух Пушкина живёт и развивается в творчестве таких ярко талантливых, выдающихся сказителей-поэтов-певцов-актёров ХХ в., как Борис Викторович Шергин, Булат Шалвович Окуджава37, Владимир Семёнович Высоцкий и Виктор Робертович Цой! (И это – тема специального исследования)». Разве эти гипотезы (разумеется, требующие специального солидного исследования с обстоятельными аргументированными доказательствами) тоже – Ваши «общие места» и «ничего нового»? И если действительно «всё это уже было», то кто автор «всего этого»?!.
Итак, в статье Вы «чутко» «не замечаете» сообщениия о первопубликации фото пушкинской гремушки, первого в пушкиноведении использования мощного этномузыкологического «рабочего инструмента» и «элегантно» пытаетесь «деморализовать» исследователей своими «общими местами» и «ничего нового».
Возникает вопрос: ни спрятать ли пушкинскую гремушку от ценителей гения А.С.Пушкина, поэзии и культуры ещё на пару веков?!.
Дуэль продолжается?!…
В заключение, настоятельно, решительно предлагаем совершенствовать работу Комиссии активным, широким использованием Интернета, как минимум, для публикации тезисов и текстов выступлений на её заседаниях, др. важных, необходимых материалов по жизни и творчеству А.С.Пушкина и пушкиноведению, а также для их широкого и открытого обсуждения.
12 января 2011, этномузыковед И.А.Богданов, при участии Н.В.Меньших.
*+*

Комментариев нет: